Элейская школа

Апории Зенона

Зенон Элейский пустил парменидовское открытие в оборот среди людей. Люди, почувствовав величие этого, шли к нему. Главная задача для Зенона — защита принципа Парменида: есть только бытие — единое, вечное, неподвижное.

Зенон Элейский с юношами у дверей истины и лжи. Фреска Пеллегрино Тибальди в монастыре Эскориал в Испании.

Зенона называли двуязыким, поскольку он мог говорить и на языке мнения, и на истинном языке. Он был популяризатором, но не сводящим философию к мнению. Философия в его речах к простым людям оставалась философией.


Как же он отстаивал мысль Парменида? Он вставал на точку зрения обыденного сознания или мнения, состоящую в том, что нет единого, а есть многое – возникающее и исчезающее. И показывал, что при ее последовательном проведении возникает множество апорий — безвыходных ситуаций, указывающих, что надо оставить точку зрения мнения.


Противоречие мнения: то, что кажется бытием, признается за само бытие. А что кажется бытием прежде всего? Многое. Оно есть — какая радость. Зенон показывал, что эта точка зрения сама себе противоречит и потому сама себя опровергает. Мнения потому лишь существуют, что люди не продумывают их до конца.


Апории Зенона о множестве


Допустим, что бытие не одно и не неделимо, что есть только многое, бесконечно многое, — прекрасно. Но, есть ли многое, если нет одного? Ведь каждое из многих – одно. Но мы перед этим утверждали, что: одного нет, а есть только многое. Сами себя высекли. Многого без одного нет – первая победа над мнением.


Многого, состоящего из определенных величин, не может быть потому, что каждое из многих, если имеет величину, должно быть или бесконечно большим (делимым до бесконечности, если многое — в нем), или бесконечно малым (если многое — вне него). А если каждое из многих не имеет величины, то оно должно быть ничем, что именно ничто, прибавляясь к другому, его не увеличивает, а, отнимаясь — не уменьшает.


Если сущее множественно, то одно и тоже оказывается по числу и конечным (ибо сущих столько, сколько есть — не больше и не меньше), и бесконечным (ибо между любыми двумя сущими обязательно есть другое). Следовательно, о многом ничего определенного сказать нельзя. Поэтому лучше мыслить одно.


Апории Зенона о движении


Кажется, что есть движение. Почему есть? «Мы его видим», - говорят. Парменид: «Бытие не движется». «Как же, - возражают, - вон тараканы бегают, следовательно, движение есть». Но вдумайтесь! В том месте, где они есть, они не движутся, а где их нет — тоже не движутся. Так движется ли многое? Нет, получается, что движущееся не движется. С чем и поздравляем.


Мнение, что существует многое без одного, тем самым утверждает бесконечную делимость пространства и времени. Но в этом случае быстроногий Ахилес не догонит черепаху (не Зенон так утверждал, как ему приписывают, а так получается по мнению, не состоятельность которого он показывал). Ибо за то время, пока он прибежит в точку, где она только что была, черепаха успеет хоть немного проползти вперед. Следовательно, если он ее все-таки догоняет, то правда ли, что пространство и время делимо до бесконечности? Правда ли, что нет неделимого, т.е. одного как такового?

Ахиллес и черепаха


По поводу зеноновых апорий о движении А.С.Пушкин написал стихотворение «Движение» (1825):


Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.


Все мы видим движение, но значит ли это, что движение есть для мысли? Нет. И толпа всегда будет радоваться его опровержению хождением, как будто философ дурак и не знает, что можно ходить, двигаться. «Что тут думать-то: тут и так все ясно! Чему он меня учит?» Философия учит только одному — мышлению.

Мысль впервые появляется, когда человек задумывается:


«А что, собственно, ЕСТЬ то, что я вижу?»


К этому и побуждают апории Зенона Элейского.


Оглавление

Введение

1. Предварительное понятие истории философии

Античность

2. Милетская школа: учение Фалеса
3. Милетская школа: учение Анаксимандра
4. Милетская школа: учение Анаксимена
5. Пифагор и пифагорейцы
6. Элейская школа: учение Ксенофана Колофонского
7. Элейская школа: учение Парменида
8. Элейская школа: апории Зенона
9. Гераклит Эфесский
10. Левкипп и Демокрит
11. Эмпедокл
12. Анаксагор
13. Софисты
14. Сократ
15. Платон
16. Аристотель
17. Стоики
18. Философия Эпикура
19. Античный скептицизм
20. Неоплатонизм: философия Плотина
21. Неоплатонизм: философия Прокла

Средние века
22. Ансельм Кентерберийский
23. Реалисты и номиналисты
24. Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам и христианские мистики

Возрождение
25. Гуманизм
26. Родоначальники гуманизма
27. Николай Кузанский
28. Зрелый гуманизм: Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола
29. Зрелый гуманизм: Пьетро Помпонацци и Бернардино Телезио
30. Джордано Бруно

Новое время
31. Условия возникновения
32. Френсис Бэкон
33. Рене Декарт
34. Бенедикт Спиноза
35. Джон Локк
36. Вильгельм Лейбниц

Просвещение
37. Джордж Беркли
38. Дэвид Юм
39. Французские материалисты: Вольтер
40. Французские материалисты: Д'Аламбер и Дидро
41. Французские материалисты: Ламетри
42. Французские материалисты: Кондильяк и Гельвеций
43. Французские материалисты: Гольбах
44. Французские материалисты: Руссо
45. Немецкое просвещение: Вольф
46. Немецкое просвещение: Лессинг и Гердер

Немецкая классическая
47. Иммануил Кант
48. Иоганн Готлиб Фихте
49. Фридрих Шеллинг
50. Гегель

Диалектический материализм
51. Карл Маркс
52. Фридрих Энгельс


«ФИЛОСОФ&Я - школа мысли» 


Проект основан в 2013 г, более 500 участников, сотни вебинаров, более 300 часов видео и аудио записей.