Фрэнсис Бэкон
С развернутой программой обоснования метода эмпирических наук и их практического использования на благо человека выступил Фрэнсис Бэкон (1561-1626).
Он выдвинул идею энциклопедии, в которой все человеческие познания были бы упорядочены сообразно способностям души человека. История выступила бы в ней как дело памяти, поэзия — как плод воображения, а философия — как продукт рассудка. Ф.Бэкон по своему разделил философию на первую и вторую. Второй философией он назвал «натуральную философию», или экспериментальную науку, включающую в себя физику, механику, математику и магию.
Первая философия должна заняться разработкой надежного метода натуральной философии и, обобщая результаты эмпирических наук, сформулировать универсальные принципы познания и деятельности.
Бэкон решительно разрывает с античной наукой, представленной именами Аристотеля, Платона, Гиппократа, Галена, Евклида и Птоломея. По его мнению, эта наука была детской, не выросшей из пеленок, ибо ее положения не были как следует обоснованы вследствие произвольного скачка мышления от немногих частных случаев к самым общим выводам, из которых затем по правилам формальной логики древние пытались вывести все особенное содержание знания. Действительно, именно так поступала вся античная наука и средневековая схоластика, опиравшаяся исключительно на силлогистику Аристотеля.
Бэкон называет греческий способ мышления ложной индукцией и противопоставляет ей такой индуктивный метод, который, постоянно сверяясь с природой, ведет от от ощущений к наиболее общим принципам через т.н. «средние аксиомы», устанавливаемые экспериментальным путем. Этот метод и есть знаменитый бэконовский «новый органон», т.е. новый метод познания, призванный заменить аристотелевскую силлогистику, которая вместо реальных плодов принесла человечеству лишь шипы да колючки схоластических споров.
Поскольку, по Бэкону, в природе нет ничего действительного, кроме единичных тел, он убежден, что источник познания есть опыт, т.е. сама природа, а мышление человека служит лишь средством, позволяющим ему получить необходимый результат. Уверенность в этом делает Бэкона родоначальником эмпиризма Нового времени.
С его эмпирической точки зрения, изложенной в работе «Новый органон», человек есть «слуга и истолкователь природы, который действует и понимает ровно настолько, насколько постиг ее порядок делом или размышлением, а сверх этого он ничего не знает и ничего не может». Важно здесь то, что, по Бэкону, человек ничего не может знать, кроме природы. В этом сказывается главный недостаток всех эмпириков, начиная с Бэкона: будучи уверены, что они держатся лишь опыта, т.е. природы (характерное для эмпириков отождествление), но не обходясь все же без мышления (поскольку индукция — определенная форма умозаключения, т.е.мышления), они мыслят стихийно — не зная и, главное, не желая знать, как они мыслят. Они полагают, что стихийное мышление — это единственно возможный и даже единственно научный способ мышления. Лозунг Ньютона «Физика, берегись метафизики!» поэтому означает: физика берегись сознательного мышления!
Вход в царство человека, основанное на опытных науках, преграждают, согласно Бэкону, разного рода «идолы» — иллюзии и ложные понятия. К их числу прежде всего принадлежат «идолы рода», укорененные в родовой природе человека и уподобляющие человеческое мышление кривому зеркалу, которое отражает вещи в превратном виде. «Идолы пещеры» представляют собой заблуждения отдельного человека, связанные с особенностями его воспитания, привычек и склонностей. Они образуют как бы пещеру, куда свет природы проникает ослабленным и с трудом. «Идолы рынка» входят в души людей из-за их общения с помощью языка.
Слова и имена, чьи общепринятые значения устанавливаются сообразно взглядам толпы, подобно стертым монетам, исключающим эквивалентный обмен, препятствуют внятному сообщению и правильному восприятию мыслей. Наконец, «идолы театра» порождены создателями философских и научных учений, каждое из которых, подобно комедии, изображающей некоторый искусственный мир, уводит своих поклонников от реальной природы в царство выдумок и аксиом, принимаемых на веру. Опора на опыт была исторически еще и борьбой против авторитета и традиций — борьбой за свободу научного познания (и в этом — несомненная заслуга Бэкона перед человечеством).
Все эти идолы должны быть разоблачены и отброшены. Лучшее средство борьбы с ними Бэкон видит в индуктивном методе, дающем ключ к правильному пониманию природы.
Главная задача наук, следующих новому методу, состоит в увеличении наших возможностей изменять вещи, созданные природой, в соответствии с человеческими потребностями (цель познания для эмпирика, таким образом, исключительно практическая: теория — средство достижения благополучия). Достигается это путем познания законов природы, выступающих формальными причинами вещей.
Поиск форм вещей, или законов природы начинается с наблюдения возможно более широкого круга явлений с целью выделения в них общего и исключения различного. Полученные путем абстракции гипотезы, т.е. предположения о причинах явлений проверяются затем массой экспериментов, которые шаг за шагом должны отсечь все случайное в наблюдениях и вынудить природу выдать свою тайну.
«Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, если только он коренится в эксперименте», - считает Бэкон.
Завершает проверку «experimentum crucis» (лат.) — перекрестный эксперимент. С его помощью выделяется одна из нескольких причин, обусловливающих формирование исследуемого явления природы как неразрывно связанную с ним. Она и есть закон природы.
Поскольку явления природы подчиняются ее законам, человек, познав законы, может стать господином природы и использовать ее в своих интересах (замечательное превращение слуги в господина!).
«Природа побеждается только подчинением ей», — провозглашает Бэкон девиз своего учения.
Знание и сила человека совпадают, ибо его деятельность затрудняет только незнание причин.
Оглавление
Введение
1. Предварительное понятие истории философии
Античность
2. Милетская школа: учение Фалеса
3. Милетская школа: учение Анаксимандра
4. Милетская школа: учение Анаксимена
5. Пифагор и пифагорейцы
6. Элейская школа: учение Ксенофана Колофонского
7. Элейская школа: учение Парменида
8. Элейская школа: апории Зенона
9. Гераклит Эфесский
10. Левкипп и Демокрит
11. Эмпедокл
12. Анаксагор
13. Софисты
14. Сократ
15. Платон
16. Аристотель
17. Стоики
18. Философия Эпикура
19. Античный скептицизм
20. Неоплатонизм: философия Плотина
21. Неоплатонизм: философия Прокла
Средние века
22. Ансельм Кентерберийский
23. Реалисты и номиналисты
24. Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам и христианские мистики
Возрождение
25. Гуманизм
26. Родоначальники гуманизма
27. Николай Кузанский
28. Зрелый гуманизм: Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола
29. Зрелый гуманизм: Пьетро Помпонацци и Бернардино Телезио
30. Джордано Бруно
Новое время
31. Условия возникновения
32. Френсис Бэкон
33. Рене Декарт
34. Бенедикт Спиноза
35. Джон Локк
36. Вильгельм Лейбниц
Просвещение
37. Джордж Беркли
38. Дэвид Юм
39. Французские материалисты: Вольтер
40. Французские материалисты: Д'Аламбер и Дидро
41. Французские материалисты: Ламетри
42. Французские материалисты: Кондильяк и Гельвеций
43. Французские материалисты: Гольбах
44. Французские материалисты: Руссо
45. Немецкое просвещение: Вольф
46. Немецкое просвещение: Лессинг и Гердер
Немецкая классическая
47. Иммануил Кант
48. Иоганн Готлиб Фихте
49. Фридрих Шеллинг
50. Гегель
Диалектический материализм
51. Карл Маркс
52. Фридрих Энгельс
«ФИЛОСОФ&Я - школа мысли»
Проект основан в 2013 г, более 500 участников, сотни вебинаров, более 300 часов видео и аудио записей.
Френсис Бэкон так увлёкся опытным познанием, что забыл о разумном мышлении. Вы же имеете уникальную возможность развить своё разумное мышление в нашем академическом курсе с чтением первоисточников «Научная история философии от античности до новейшего времени». Конспекты лекций А. Н. Муравьёва по истории философии, которые вы можете читать прямо на сайте и скачать их одним архивом дадут вам общую картину истории философской мысли.