Элейская школа

Учение Парменида

«Великий и надменный Парменид», как называли его греки.

Основатель первой действительно философской школы. Ксенофан, живя в Элее, спел свою поэму Пармениду.


Голова герма, найденная в 1966 году. Считается, что это Парменид.

Будьте внимательны, если не понять Парменида — философия в Вас не начнется! Есть много «философов», которые пишут целые тома своих мнений. Спорят, кто мнит лучше: «Ты не так мнишь о философии — я мню лучше!» Мнение это или знание можно проверить, спросив: «А ты Парменида знаешь?» Если нет, то это — самозванцы от философии.


История сохраняет то, что должно остаться. Сомневаюсь, что кто-то в современности сможет создать нетленную, хотя бы, строку. Парменид жил 25-ть веков назад, и жить ему вечно.


Поэма Парменида так же называется «О природе».


Начало: юноша хочет знать не больше не меньше, как истину. Знакомиться с девушками, которые отвозят его, на резвых конях к Дикэ — богине Правды. Первые слова богини на вопрос юноши:


«Что есть истина?»

, таковы:


«Если ты хочешь знать истину, ты должен отринуть ВСЕ легковесные мнения смертных».

Мнения легковесны — плавают на поверхности вместе с другим добром, которое плавает. Каждый из вас, обратив взор к своей душе, обнаружит богатство. Чего? Мнений, которые вы создали от младенчества до сего момента. Из чего возникают мнения? По Пармениду, источниками мнений являются:


«глаза, ничего не видящие»;
«гулом наполненные уши»

— каждый может подойти и сунуть в них свое мнение;


язык — это вообще кошмар: сколько бессмысленных слов нам бесплатно раздают по радио, ТВ, в метро и т.д. Богиня говорит дальше юноше:


«Пусть не принудит тебя многоопытная сила привычки думать глазами, ушами, языком».

О чем мы думаем: о том, что видим, слышим, говорим. Можно подумать, что здесь пропагандируется страшная вещь: лучше быть слепым, глухим и немым — и будешь мыслить лучше. Нет, конечно! Хотя в Советском Союзе 1960-70-х гг. был опыт воспитания слепоглухонемых от рождения (Мещеряков, Ильенков, Сироткин и др. см. Ильенков Э.В. «Философия и культура», М., 1991 сс. 30-43).

Конечно, это не необходимо, чтобы начать мыслить и, ради бога, не калечьте себя. Просто выкиньте ВСЕ мнения на том основании, что они дают лишь «картину мира» — внешний вид мира — мира, отдельного от мыслящего. Мнения сообщают нам то, каким мир видится, кажется, а не ЕСТЬ.


В слове «видимость» ощущается обманчивость. Когда я вижу человека, знаю я каков он в действительности? Не так, что внешность бывает обманчива, — она есть обманчива. Именно поэтому «встречают по одежке, а провожают по уму».

Чему следует наш ум, когда опирается на видимость? На то, чем что-то кажется. Именно потому, что все мнения имеют свой источник в видимости, — их надо отбросить — отбросить ВСЕ. С помощью мнений можно узнать только то, что КАЖЕТСЯ. А то, что ЕСТЬ узнать нельзя.


Что такое человек по мнению? Двуногое без перьев, живущее на суше — общипанный петух какой-то. Можно ли узнать таким внешним образом, что он (человек) есть на самом деле? Нет. «Дельфин — рыба?» «Нет». «А может рыба, ведь он выглядит как рыба?» «Да, выглядит как рыба, но не есть».


Человек смотрит и видит, что Солнце вертится вокруг Земли. Смотрит и миллионы лет может видеть, что так оно по-видимости и есть. А, если не так, то он — еретик. Но так ли это на самом деле? Так, если только смотреть, но не мыслить. Он, наивный, видимость принимает за бытие!


Что есть? Дома, улицы есть? «Е-е-есть!» – говорим мы. Груб наш язык — говорим «есть», а всего через тысячу лет глядь — нету! «Где же?» «Были», – говорим. А были ли? «Бы-ы-ыли. Но сплыли. Уже нет – кончились». Так дураков и обманывают: деньги дали — да, видел, да есть, а купить на них ничего нельзя. Так есть деньги-то? Может ли то, что ЕСТЬ — не быть? Нет.


Далее богиня говорит юноше:


«Отринь мнения, т.е. то, что запомнил чужое и повторяешь по-привычке и логосом, разумом сам испытай»,

- т.е. обдумай то, что я сейчас тебе скажу.


«Если хочешь знать, что есть истина, ты должен понять, что бытие есть, а небытия нет вовсе».

Поэтому быть означает именно быть, а не так, что побыть, а потом престать, исчезнуть в небытие (это не возможно, т.к. небытия нет вовсе).


Какие слова подходят к предметам, которые есть только сейчас? Как назвать то, что ПОКА есть? «Возникающее» и «исчезающее». Бытие может не быть? Нет. Истинное содержание этого слова, состоит в том, что то, что ЕСТЬ — есть вечно. Все то, что кажется существующим — по истине есть? Нет. Оно лишь КАЖЕТСЯ таковым — это мнимое бытие.


Материалист, разводя руками, скажет: «Нет, это все есть! Осознаем мы это или не осознаем». Вопрос: «А откуда ты знаешь, что это есть, когда ты этого не осознаешь? От другого, более великого материалиста? А он откуда?»«Вселенная миллионы лет была, когда нас не было», – отвечает материалист. «Но каково основание для этого утверждения?» Материалист объяснит: «Мы свой опыт теперешнего восприятия переносим в прошлое». «Это одно воображение, но отнюдь не мысль, ибо об истинности самого этого опыта вопрос не ставиться, т.е. не ставиться вопрос, а дает ли нам восприятие знание о бытии».


Итак, Парменид противопоставляет мнение и истинное мышление. Мнение — это не ложная картина мира (единственно ложное утверждение, что небытие есть), а иллюзорная; это то, каким мир видится, мнится. Что есть многое? Возникающее, т.е. то, чего ЕЩЕ нет, и исчезающее, т.е. то, что УЖЕ не есть. То, о чем говорит нам мнение «есть» – но не есть по истине. А поэтому, чтобы не блуждать в этом иллюзорном мире, надо оставить обманчивый путь мнения, «путь Ночи» и логически, с помощью мышления, узнать — что ЕСТЬ.


Парменид: состояние видящих и слышащих, но не мыслящих хуже, чем тех, кто не видит, не слышит, но мыслит. Не мыслящие люди без внешних впечатлений не могут прожить и недели – они сходят с ума. Нет пищи для их души. А мыслящий человек – из камеры его будут извлекать, а он скажет: «Подождите, я еще не все подумал». Пример: один из декабристов провел в одиночной камере 20 лет — его там забыли. Но он не свихнулся – переводил Библию на разные языки — углублялся в мысль.


Самотест: отсутствие необходимости во внешней информации – первый день, когда стали самостоятельны. Поймете, что все многообразие мысли говорит об одном – о бытии (небытия нет и подумать о нем нельзя). Парменид не говорит: бытие есть, а просто ЕСТЬ, для того, чтобы не подумать, что бытия может не быть.


Путь мышления — это истинный путь. Основание этому — то, что мышление уже в первом своем действии обнаруживает истинный предмет, т.к. первая мысль может быть ТОЛЬКО о бытии, а бытие – истина, хотя только в первом определении. Мыслить можно лишь то, что ЕСТЬ в точном смысле этого слова, а таково именно бытие, т.е. сущее как таковое.


Поскольку ЕСТЬ есть, а небытия нет, то бытие, т.е. сущее как таковое:


  • «не возникает и не исчезает нисколько»;
  • «цело, единого рода»;
  • «не движется и бесконечно»;
  • «не было в прошлом, не будет, а ЕСТЬ — вполне в настоящем, не прерываясь, одно».


Бытие — это не временное бытие, а вечно настоящее. Что значит, что бытие не имеет отношение к различию времен? Бытие в вечности — бесконечное настоящее, т.е. такое настоящее, которое не становится прошлым.


«Ему ли отыщешь источник? Как и откуда расти? Из ничего? Но чего нет — того нет».

Так бытие впервые предстает в мысли. Далее Парменид пишет:


«Могучая необходимость держит его в своих оковах. Оно отовсюду глыбе подобно, на славу скругленного шара».

Хорошо, что подобно, а не само бытие есть этот шар. Парменид здесь от мысли о бытии переходит к образам. Это не должно смущать – мы должны у него поучиться. Поскольку все различия, доставляемые органами чувств, мнимы – бытие есть единый и единственный предмет познания. Именно настоящий философский предмет.


Бытие — первое определение истины.

Бытие — такой предмет познания, который не существует до познания. Бытие не существует до мысли, т.к. оно и есть сама первая мысль. Бытие тождественно мысли — главное у Парменида: Бытие и мысль — неразделимое одно. Мыслимо может быть только бытие, и только бытие может быть первым помыслено. Есть ли различие между мыслью о бытии и бытием бытия? Нет.


«Одно есть мышление и то, ради чего оно есть», — говорит Парменид.


Мыслимое бытие (бытие тождественное мысли) — действительное начало философии как способа мышления свободного от превратности мнений. Без бытия нет мысли и без мысли нет бытия — это очень важное для философии положение.


Есть ли бытие то, что есть до того, как его мыслят? Мнение говорит: философия есть знание о мире в целом <, существующего до философии>. «Мир в целом - а-а-а, понятно», — дитя довольно. Это для нежного возраста приходится говорить так. «Мир в целом» коварное представление потому, как <а философия>, а философ где? Вне мира? Выродок какой-то. Снаружи осматривает мир и хочет охватить его мыслью? От других людей философ отличается не размерами, не надменным видом – он мыслит. Он мыслит что? То, к чему иного доступа нет, т.е. прежде всего — бытие (а вовсе не «мир в целом»).


Бытие — первое осмысленное слово, а не «мама», «папа» или «гав-гав». Говорить не мысля, учат с колыбели. Первое СЛОВО сказывается лишь после того, как замолкнут все мнимые слова. И тот, кто не дошел до этого, тот еще не дошел до философии, он лишь на пути к ней. Других ворот, кроме Парменида, в философию — не существует. Это мыслимое бытие знаменует истинное начало философии. Начало мышления предполагает конец мнения.


В этом пункте мы окажемся еще не раз. Начало философии, в некотором смысле, есть ряд постоянных начал. Фалес, Пифагор, Парменид — три первых философа, но в каком разном смысле!


Парменид осознал, что мнимое не есть истинное. Для того, кто начинает мыслить — не миновать противоречия с собой. Этот пункт, содержащийся в учении Парменида, развил его друг и ученик — Зенон Элейский.


Оглавление

Введение

1. Предварительное понятие истории философии

Античность

2. Милетская школа: учение Фалеса
3. Милетская школа: учение Анаксимандра
4. Милетская школа: учение Анаксимена
5. Пифагор и пифагорейцы
6. Элейская школа: учение Ксенофана Колофонского
7. Элейская школа: учение Парменида
8. Элейская школа: апории Зенона
9. Гераклит Эфесский
10. Левкипп и Демокрит
11. Эмпедокл
12. Анаксагор
13. Софисты
14. Сократ
15. Платон
16. Аристотель
17. Стоики
18. Философия Эпикура
19. Античный скептицизм
20. Неоплатонизм: философия Плотина
21. Неоплатонизм: философия Прокла

Средние века
22. Ансельм Кентерберийский
23. Реалисты и номиналисты
24. Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам и христианские мистики

Возрождение
25. Гуманизм
26. Родоначальники гуманизма
27. Николай Кузанский
28. Зрелый гуманизм: Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола
29. Зрелый гуманизм: Пьетро Помпонацци и Бернардино Телезио
30. Джордано Бруно

Новое время
31. Условия возникновения
32. Френсис Бэкон
33. Рене Декарт
34. Бенедикт Спиноза
35. Джон Локк
36. Вильгельм Лейбниц

Просвещение
37. Джордж Беркли
38. Дэвид Юм
39. Французские материалисты: Вольтер
40. Французские материалисты: Д'Аламбер и Дидро
41. Французские материалисты: Ламетри
42. Французские материалисты: Кондильяк и Гельвеций
43. Французские материалисты: Гольбах
44. Французские материалисты: Руссо
45. Немецкое просвещение: Вольф
46. Немецкое просвещение: Лессинг и Гердер

Немецкая классическая
47. Иммануил Кант
48. Иоганн Готлиб Фихте
49. Фридрих Шеллинг
50. Гегель

Диалектический материализм
51. Карл Маркс
52. Фридрих Энгельс


«ФИЛОСОФ&Я - школа мысли» 


Проект основан в 2013 г, более 500 участников, сотни вебинаров, более 300 часов видео и аудио записей.