Предварительное понятие истории философии
Это конспект вводной лекции курса истории философии Муравьева А.Н. — доктора философских наук, доцента кафедры истории философии Санкт-Петербургского государственного университета.
Данные лекции должны рассматриваться единственно лишь в качестве посредника для самостоятельного знакомства. Главная задача слушающих — самостоятельно сесть за чтение философских произведений.
Что должно быть в результате?
1. Минимум — читать без отвращения к произведению и к себе;
2. Максимум — понимать философское в философском произведении, понимать конкретное единство различного, т.е. понимать, что все философы занимались не только своей философией, но и вообще философией.
Необходимо для самого себя уяснить: почему философ есть философ. Для этого необходимо понять, что есть философия и, следовательно, из этого понять принадлежность того или иного автора к философии.
Что такое философия?
Выяснить, что есть философия невозможно без уяснения, что есть история философии. Итак, приступим к предварительному определению понятия истории философии. Что такое понятие, пока не ясно, поэтому предварительное, но, т.к. все-таки понятие, следовательно, противопоставим понятие не-понятию (мнению), т.е. обычному взгляду на историю философии.
Обыденный взгляд на историю философии исторический, т.е. акцент на историю, а не философию. Мы акцент делаем на философии, т.е. не на историю философиЙ, а на историю философии, т.е. наш подход уже философский.
Обыденный взгляд на историю философии покоится на том, чем история философии кажется. Огромное различие между выглядеть и быть: человек может быть человек, по-виду, а по-сути — может быть скотина. Дельфин — корюшка или корова? По-сути ближе к корове, т.к. он млекопитающее, хотя по-видимости — рыба. Далее этого обыденный взгляд не идет — это для него неизбежно.
Чем же выглядит история философии для обыденного взгляда?
История философии — случайная последовательность учений различных философов, последовательность протяженностью уже 2500 лет. Этот обычный взгляд фиксирует множество философских учений: они почему-то выступили. Обычный взгляд считает: время шло, а они выступали, как грибы в лесу. Следовательно, с обычной точки зрения история философии — это история мнений отдельных философов, их индивидуальных мнений (например, гераклитовское мнение, платоновское и т.д.). Диоген Лаэртский — классический представитель обычного взгляда. Учебник по философии — этот же смысл: жизнь, учение, мнения, афоризмы.
Обычный взгляд внешний вид выдает за суть, и так он смотрит на все. Например, на человека: плохо одет — плохой, хорошо одет — хороший. Свинья в ермолке человек?
Рассмотрим виды обычных взглядов на историю философии.
Прагматический
Страдают не специалисты. Стараются извлечь пользу из истории философии. Стремятся запомнить что-то мудрое, как им кажется, у философа. Цель: украсить свою эрудицию. Некоторые становятся как «ходячая энциклопедия»: знают что, когда и на какой странице и считают, что так и нужно. Журналисты украшают свои статьи: «Человек есть мера всех вещей», «Познай самого себя» и т.д.
Этот взгляд самый поверхностный, но положительное в нем то, что — читали, знают, в смысле, помнят. Если этим и ограничиться, то суть истории философии не досягаема, а философы предстают как чудаки. Обывательский взгляд: философ тот, кто шел-шел, задумался и… свалился в яму среди бела дня. «Вот дурак: не думал бы — не свалился». Сократ вообще почти бомж — имел всего одни сандалии и один плащ.
Скептический
Положительное то, что хочет увидеть смысл во всем этом. Скептик хочет знать пришли ли философы к какому-то единому результату. Он читает и обнаруживает, что философы спорят по всем вопросам — единого мнения нет! И это действительно так, если подойти, как скептик. И, следовательно, результат нулевой и, следовательно, бесперспективно.
Скептики признавали благородство философов. Единственный Ф. Бэкон попался на взятках (основатель эмпирического подхода). Скептик видит, что философы занимались не ради материальных благ, а ради Истины, но Истины не завоевали. Результат кладбище воинов за Истину: время провели хорошо, но без пользы. Ни одно учение не достигло своей цели — Истины — считает скептик.
Положительное:
1. Более серьезный подход, чем у прагматика;
2. Видит, что у каждого философа временный триумф, следовательно, у скептика складывается мнение, что философу нельзя доверять нА-слово, будто истина такова. Может быть она ему только кажется таковой? Авторитет философа довлеть не должен. Надо самому смотреть, а так ли это?
Изучая по-настоящему историю философии, необходимо знать как эрудит, но еще должно быть скептическое отношение. Хотя быть только скептиком нельзя, как и только эрудитом. Для чего ты скептик изучаешь философию, может быть даже всю жизнь? Для того, чтобы узнать, что там учиться нечему, полный аут. А, если скептик оптимист, то решит: лучше заняться чем-то другим, более осязаемым, хотя может быть и менее приятным, например, торговать рыбой — воняет, но хоть деньги есть.
Догматический
Это тот кто изучил все, но в отличии от скептика не сокрушил всех, а нашел для себя наилучшее философское учение. Оно — Истина. Люди до него шли к нему, а после — отошли от истины, увлеклись другим — чем-то неистинным.
Догматик обычно называется по имени того философа, чье учение он принял. Этот философ — голова! А остальные не голова. Что тогда?
Если не разделять мнение, что история философии есть череда мнений, то догматик единственный ближе к истине из этих трех, хотя также далек от нее. Прагматик и скептик имеют дело с историей философий, а догматик — с философией, хотя не с историей философии. Догматик возвышается над мнением, что у философов есть только мнения. Он верит, хотя и не может доказать, что в том, в им выбранном учении — истина, и тем более вся истина. Он верит, что в учении есть что-то непреходящее, есть что-то общезначимое, хотя лишь чувствует, но не знает. На вопрос почему объясняет гениальностью создателя любимого учения или его сверхъестественностью.
Ни один из этих трех взглядов с историей философии, в точном смысле, дела не имеет. История философии — это не история философиЙ. Для прагматика и скептика нет единства в множестве философий. А догматик имеет дело только с одной, единственно верной, философией, не имея дела с историей философии.
И на этом основании они строят свои суждения об истории философии! Что такое эти суждения? Это поверхностные точки зрения, с историей философии дела не имеющие вовсе. Можно изучить все тексты, потратить всю жизнь, но не иметь дела с историей философии вообще.
Главная задача — не остановиться на этих поверхностных взглядах, хотя эта остановка будет очень соблазнительна, а преодоление их будет трудным делом. Не забывать, что вначале мы имеем первое впечатление, пусть и отрицательное, но лишь первое.
Чтобы перейти к философскому подходу, противостоящему обыденным, которые едины в одном об истории философии — это множество учений, надо задать вопрос: «Почему философия имеет историю?» Потому что время идет? Нет необходимости, что время идет и философы появляются. Философы — не грибы. Следовательно, основание истории философии не во времени, не в истории. А в чем?
В самой философии!
Наш вопрос: «Почему философия имеет историю?» — более точно таков: «Почему философия имеет историю, которая есть история именно философии?» Сначала у нас будет предварительный ответ, т.к. предпосылки отрицательны: мы не знаем, что есть философия.
Этот вопрос делится на два:
- Что такое философия?
- Почему философия имеет историю?
Необходимо ответить на них философски, но, т.к. мы пока не знаем как это, следовательно, надо дать предварительный ответ, отличающийся от предыдущих мнений. Там полагалось, что история философии — множество учений живших в разное время философов.
Поэтому, философия не есть лишь мнение отдельного человека, т.е. это не то, что имеет лишь субъективное значение, а, следовательно, можем предположить (пока предположить), что философия есть что-то более серьезное — это есть знание, которое принадлежит не только кому-то (мне и моему другу), а имеет объективное значение, т.е. независимо от того кто его получил, т.е. для всех.
Знание объективно, если оно знание о независимом от людей предмете. Знание объективно, когда, хоть, это я раскрыл, но это знание о том, что принадлежит самому предмету и может быть постигнуто любым другим человеком. Следовательно, если философия есть объективное знание, то есть объективный предмет у философии.
Предварительное определение философии
Философия есть познание философского предмета, того, что обладает объективной значимостью. Философ не тот, кто высказал «философское» мнение, а тот, кто высказался о философском предмете. Философия — есть знание философского предмета.
Причина почему философия есть философия и почему философия имеет историю — лежит в предмете философии! Предмет философии чрезвычайно специфичен — не находится в одном ряду с предметами других наук. Отделяет его то, что предмет для любой другой науки предшествует ей; предмет познания дан до познания его наукой. Науки находят свой предмет готовым — им есть чего изучать, т.е. наук может не быть, но предмет есть.
Каков же предмет философии? Также предзадан? Нет. Философская наука не имеет предмета до самой философии! Но, что же это? Все существующие предметы познания заняты — для любого предмета есть дисциплина, его изучающая. Что исследовать философии?
Есть выход: «А философия все вместе изучает,» — симпатично так можно пристроиться. Изучай все вместе, но не изучай по-отдельности. «Пусть нам приносят знания (чужие знания), а мы будем обобщать». Такая философия может быть царица, а может быть паразитка. И это распространенная точка зрения. Это не возможно, т.к. обобщать нельзя, не имея собственного знания об отдельном. Иначе такое знание у философа будет лишь некомпетентным мнением. Мы вернулись к точке зрения на историю философии как к истории мнений. Обыденный взгляд не может выйти из этого представления о философии. Почему?
Обыденный взгляд не видит у философии предмета!
Предмета нет — тупик? Нет, не тупик: предмета нет, но не вообще, а как данного, как существующего независимо от науки философии. Философия имеет предмет, но такой, который не существует до науки философии. Поэтому невозможно определить предмет философии до начала самой философии. Следовательно, чтобы определить предмет философии — философия должна, по крайней мере, начаться. Предмет философии формируется вместе с философией.
Другим наукам до этого не дотянуться — они привыкли исследовать уже имеющийся предмет, а философия исследует — не имеющийся.
Образ: физик исследует слона в ярко освещенной комнате; философ — в темной комнате, поэтому, что там узнать заранее нельзя — мудрецы ощупывают разные части по-отдельности и, поэтому слон — это совокупность большого лопуха, колонны и шнурка.
Почему философия имеет историю?
Это открытие и определение философами заранее не данного предмета. Мудрецы объединив усилия смогут постичь целое (скептик, догматик и эрудит: слон — это змея лопуховидная и столбообразная). Этот образ не точен, т.к. слон уже есть, на самом деле слона нет, даже, если включить свет. Философы ловят черную кошку в черной комнате, когда ее нет. Это чрезвычайно трудная и драматическая дисциплина.
История философии — история нахождения предмета философии: каждый философ создает свое определение предмета. В ходе истории философии философия возникает как наука.
Мы не можем относиться к философии, как догматик — человек изобрел, как скептик — что ничего нет и, как прагматик – использовать для внешних нужд.
Итак, философия — есть познание своего предмета, поэтому она не совокупность мнений, а история философии — история становления философии наукой об этом предмете; история открытия многими философами предмета философии. Это философия в исторической форме — как возникающая философия.
Философия неотделима от своей истории: знать философию нельзя, не зная историю философии, но и знать историю философии нельзя без знания философии. Изучение истории философии должно содействовать разрешению этого действительного противоречия, состоящего в том, что история философии и философия — одно и тоже, и не одно и тоже.
Попытаемся наметить его решение, сформулировать предварительное понятие истории философии. Почему в истории философии множество учений? Если бы предмет философии был «до» философского познания, то он мог бы быть открыт одним философом, но, т.к. предмета философии не существует до его познания, то каждый философ выдвигает свой взгляд на предмет философии. Каждый из философов претендует на абсолютную завершенность и законченность познания предмета философии. Он является «догматиком» в отношении к себе самому и «скептиком» в отношении к другим.
Это почти чудо, что каждому из них удается как-то определить предмет философии, поймать кошку в темной комнате, когда ее там нет. Каждый думает, что это возможно, и делает это. Благодаря этой иллюзии в каждом философском учении что-то действительно есть от предмета философии, но думать, что он этим определением исчерпывается — неверно. А раз так, то выступает новое учение с новым определением, а прошлое становится историей. Поэтому по внешнему виду история философии есть временное господство философских учений — вершина становиться не вершиной.
Единственный философ, который не опровергал других философов — это первый философ, но он отрицал другие, дофилософские взгляды.
Вот на эту внешность опираются догматик и скептик, ибо по внешности все так и есть. Догматик отрицает все учения, кроме своего любимого, а скептик видит лишь отрицание одним определением другого. С точки зрения скептика, пока существуют люди, они будут опровергать друг друга. Завершенность — это иллюзия.
Но, опровержение философа другим философом — не есть абсолютное опровержение. Если бы опровержение было бы абсолютным, то истории философии не было бы, и новое определение предмета философии было бы новым лишь по названию. Не было бы развития.
Каждое философское учение не было бы философским, если бы в нем не было бы того философского содержания, которое требовалось бы сохранить. В истории философии осуществляется не только опровержение, но и сохранение того истинного, что было в каждом философском учении. Правы оба, говорящие об одном, но по-разному, если второе есть действительно иное определение одного.
Сохранение предшествующих определений происходит через усвоение истинного содержания в предшествующих учениях. Философия каждого последующего включает в себя истинное в учениях предыдущих философов.
У истории философии два начала: историческое и действительное. Например, для человека: первое — это момент его биологического рождения, второе — начало его самосознания. Действительное начало ИФ — начало ее как способа мышления своего предмета.
Надо сказать, что до Платона мы имеем лишь источники, а не первоисточники. Т.е. оставшиеся в трудах других авторов цитаты и пересказы. Но мы не должны жаловаться на свидетельства: Платон, Аристотель, Секст Эмпирик, Диоген Лаэртский.
Кропотливая работа была проведена немецким филологом Германом Дильсом — он свел все имевшиеся фрагменты в работе «Фрагменты досократиков». Русские историки философии должны быть благодарны А.О. Маковельскому, сделавшего русский перевод этой работы в 1914 году. Новое издание «Фрагменты раннегреческих философов» I часть вышло в 1989 г.
Работа по реконструкции учений трудна: от Фалеса вообще один фрагмент, это не студенческая работа. Некоторую реконструкцию предлагаю и я, естественно можно спорить.
В итоге
Итак, имеются два противоположных процесса: философия становится историей философии, а история философии — философией. Единая философия становится многими философскими учениями, но в каждом содержатся все предыдущие учения. Поэтому ни одно философское учение никогда не может быть опровергнуто полностью. В каждом философском учении есть не только нечто преходящее, но и вечное. Как, например, настоящие произведения искусства не стареют. К чему бы я принуждал, если бы обращал внимание только на преходящее? К эрудиции и только.
Поэтому, изучая учение какого-либо философа, мы изучаем именно философию и не для того, чтобы узнать, что было, а для того, чтобы узнать, что есть. Надо искать вечное в философском учении.
Философские учения по этому второму процессу не только различны, но и едины. И это единство не внешнее, а глубоко внутреннее. Все учения, заслуживающие названия философских, являются необходимыми моментами истории философии, но ни одно из них не выражает предмет философии целиком.
Догматик учится только у одного, а о других лишь осведомлен. Скептик же учится лишь всеобщему опровержению учений, не видя сохранения отрицаемого.
Необходимо знать все множество и единство философских учений. Но, на самом деле, здесь не два, а три момента. Самый трудный для понимания — третий момент.
1-ый процесс: философия становится историей философии.
2-ой процесс: история философии становится философией.
Эти процессы просты, т.к. противоположны, но, и в этом заключается третий момент, в действительности эти противоположные процессы образуют один процесс. Если изображать наглядно — это круг. Это не путь все выше и выше — пусть низшие плачут, т.к. последнее было бы лучшим. История философии есть круг, а не спираль без начала и конца.
История философии не безусловный прогресс, а, идя вверх, идем вниз, а, идя вперед — назад. Пройдя круг, мы придём не просто к современной философии, а к философии как таковой.
Моменты в истории философии:
- множество (философия → история философии);
- единство (история философии → философия);
- единство единства и множества (философия ↔ история философии).
Нужно иметь в виду, что единство и различия в истории философии не остаются одними и теми же — они развиваются. В начале истории философии различие настолько не развито, что кажется принципиального различия нет. Философы как бы говорят почти одно. Но также не развито в начале и единство — кажется, что говорят разное.
В истории философии различие и единство развиваются — чем глубже развито различие (чем оно больше) между философскими учениями, тем глубже их единство. Этот процесс идет к тому, что в конце ИФ, когда ее конец совпадет с началом, это глубочайшее внутреннее единство становится явным. Но это происходит только в результате. Это и можно познать, только дойдя до конца. Пока не дойдешь до конца, с необходимостью возникают заблуждения об истории философии.
Моя задача: помочь погрузиться от внешнего различия философских учений к их единству и не утонуть в нем, а подняться к пониманию действительных различий между ними. Одному легко делать только легкое дело — другие мешают, но трудное дело легче делать сообща. Не нужна помощь тому, кто сам может это сделать или тому, кто хочет познакомиться лишь с поверхностью истории философии.
Только страдая, в исполнении трудного, можно стать другим. Наслаждаясь, человек остается прежним – живу и хорошо.
«Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;»
Настоящая жизнь и состоит в страдании и освобождении мыслью от этих страданий. Человек сначала мыслит по принуждению, не свободно.
Мы должны уловить, что все выступившее многообразие философских учений сводятся в их развитое единство. Поэтому:
- философия одна для всех времен и народов;
- ни одно учение нельзя понять, вырвав его из целого истории философии
Следовательно, задача: прежде всего, познакомиться со многими учениями, а понять их можно только в конце.
В результате все философские учения в истории философии сводятся к одному вопросу: «Что есть Истина?» Истина — вот предварительное наименование предмета философии. Философы занимаются познанием Истины.
Оглавление
Введение
1. Предварительное понятие истории философии
Античность
2. Милетская школа: учение Фалеса
3. Милетская школа: учение Анаксимандра
4. Милетская школа: учение Анаксимена
5. Пифагор и пифагорейцы
6. Элейская школа: учение Ксенофана Колофонского
7. Элейская школа: учение Парменида
8. Элейская школа: апории Зенона
9. Гераклит Эфесский
10. Левкипп и Демокрит
11. Эмпедокл
12. Анаксагор
13. Софисты
14. Сократ
15. Платон
16. Аристотель
17. Стоики
18. Философия Эпикура
19. Античный скептицизм
20. Неоплатонизм: философия Плотина
21. Неоплатонизм: философия Прокла
Средние века
22. Ансельм Кентерберийский
23. Реалисты и номиналисты
24. Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам и христианские мистики
Возрождение
25. Гуманизм
26. Родоначальники гуманизма
27. Николай Кузанский
28. Зрелый гуманизм: Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола
29. Зрелый гуманизм: Пьетро Помпонацци и Бернардино Телезио
30. Джордано Бруно
Новое время
31. Условия возникновения
32. Френсис Бэкон
33. Рене Декарт
34. Бенедикт Спиноза
35. Джон Локк
36. Вильгельм Лейбниц
Просвещение
37. Джордж Беркли
38. Дэвид Юм
39. Французские материалисты: Вольтер
40. Французские материалисты: Д'Аламбер и Дидро
41. Французские материалисты: Ламетри
42. Французские материалисты: Кондильяк и Гельвеций
43. Французские материалисты: Гольбах
44. Французские материалисты: Руссо
45. Немецкое просвещение: Вольф
46. Немецкое просвещение: Лессинг и Гердер
Немецкая классическая
47. Иммануил Кант
48. Иоганн Готлиб Фихте
49. Фридрих Шеллинг
50. Гегель
Диалектический материализм
51. Карл Маркс
52. Фридрих Энгельс
«ФИЛОСОФ&Я - школа мысли»
Проект основан в 2013 г, более 500 участников, сотни вебинаров, более 300 часов видео и аудио записей.
Вы можете скачать все конспекты лекций курса истории философии А. Н. Муравьёва в одном архиве для самостоятельного изучения, либо попробовать совместное изучение истории философии по первоисточникам в академическом онлайн-курсе «Научная история философии от античности до новейшего времени».