Анаксагор
Зачинатель афинской философии. Первым стал искать объяснение того «почему» мир кажется таким, каким он кажется. Первый кто был обвинен в не почитании богов, признаваемых народом. Философия доросла до противоположности к обыденному сознанию. Массы требовали казнить Анаксагора, но Перикл уговорил их этого не делать. Но было принято решение изгнать его из Афин.
Примыкал в одном к Демокриту и Эмпедоклу: не признавал возникновение из небытия и уничтожение в ничто. Но есть и различие: у Демокрита все атомы одинаковы (отличаются друг от друга лишь внешне), а у Анаксагора все сущее состоит из гомеомерий (с гр. «подобочастных»), мельчайших частиц — семян. Из гомеомерий слагаются все вещи: из кровеобразных частиц — кровь, из костеобразных — кости, из мясобразных — мясо и т.п.
Анаксагор понимал, что одной материей (т.е. того, из чего состоят вещи) не обойтись для объяснения, почему все такое, какое оно есть. Нужна единая причина, объясняющая, почему все таково. Анаксагор: в начале все частицы были вместе, перемешаны хаотическим образом, было все во всем.
Следовательно, ничего из вещей не было. Но затем пришел ум (по гр. нус) и все разделил как надо, упорядочил: разделил разное и соединил одинаковое.
Формулировка этого положения Анаксагора провоцирует представление, что ум пришел со стороны, что ум когда-то не действовал, а, начав действовать, все упорядочил, как хозяйка: «У-у-у, какой тут беспорядок!»
Аналогия (но не больше) с логосом Гераклита, ибо логос не знает, что он делает: действует с необходимостью. Ум же Анаксагора действует со знанием того, что должно быть, и может быть. Ум — это некоторая, воплощающая себя сознательная цель, не субъективная (имеющаяся у кого-то), а объективная; это — действующая причина, приводящая в движение материальные частицы, чтобы они сложились так, как надо.
Иногда Анаксагор называет ум всеобщей душой, отличая ее от индивидуальной души, двигающей лишь одно тело. Рука моя движется? Движется, но сама? Если сама по себе, то я был бы больным. Что ее движет? Душа. Поэтому то тело движется не, как попало, а так, как нужно. Когда душа перестает действовать, тело не движется. Тело не движется само.
Главный вопрос для Анаксагора: не только ИЗ ЧЕГО мир возник, но и ПОЧЕМУ он именно такой, какой есть? То, ИЗ ЧЕГО, материя мира — гомеомерии, а то ПОЧЕМУ он такой — причина или принцип — ум (нус).
Далее Анаксагор говорит, что все во всем, кроме ума. Почему ум не может быть смешан с гомеомериями? Да, по своей природе. Природа ума (и это сказано Анаксагором впервые) — состоит в его чистоте, в его бытии самого по себе. Симплиций (отрывок из Анаксагора):
«Остальные имеют в себе частицы всего, а ум чист, не смешан ни с чем»
Почему он не может быть смешан, связан с гомеомериями? Анаксагор: если бы он был смешан — он бы не смог так хорошо править всем. Если вы связаны с чем-то, вы зависимы от этого, связаны им. Худшее для правителя, если он с чем-то связан — с человеком, с группой. Он не сможет править хорошо для всех, т.к. он не чист, загрязнен. Анаксагор:
«Ум чистейший»,
«Обладает совершенным знанием»
Откуда всемогущество ума, его бесконечная мощь? От чистоты. Это необходимое условие совершенного знания. По мнению кажется: чем больше вобрал в себя всяких сведений, тем больше знаешь. Но прав Гераклит:
«Многознанье — уму не научает».
Если вы вобрали в себя много чего — это все? Нет, есть еще много чего пока не вобранного. А когда-нибудь ВСЕ может быть вобрано? Нет, и поэтому считается, что процесс познания бесконечен. Это так, если познавать все как многое. И не так, если знать ВСЕ как одно и одно как многое. Знать ВСЕ — это не значит знать много, т.е. заполнять свой ум, знать все действительно можно, достигнув чистоты ума. Надо очистить ум от всего, что туда затесалось по-мнению. Эта тема «очищения ума» прослеживается во всей философии.
Ум, поскольку он все знает — все может, т.к. знает каким все должно быть. Может ли ум научиться чему-нибудь от смеси? Нет, научиться можно только от чистоты.
Ясно теперь почему все упорядочено, почему мир есть космос (т.е. порядок)?
Анаксагор: пришел ум и все упорядочил. Ум господствует над всем, и над всеобщим круговоротом, который начался с малого, сейчас достиг того, что есть то, что есть, а в будущем станет еще больше. Удивительная мысль: круговорот есть процесс, а не фиксация — творение умом мира есть и теперь. Ум изначально знает, как все должно быть — он творит не наобум. Закончится ли этот процесс? Поскольку гомеомерий бесчисленное множество, деятельность ума не прекратиться, следовательно, этот процесс бесконечен.
Анаксагор:
«Всякий ум, как большой, так и малый – один».
Большой ум — устроитель космоса, малый — человеческий ум.
«Все во всем есть, кроме ума, а в некоторых есть ум».
Те некоторые, которые есть именно эти, благодаря уму. Люди есть люди потому, что у них есть ум. Благодаря уму, этой чистой точке в нас, мы.
«сеем и собираем в житницы»
а не бегаем в поисках пищи. Мы знаем, что может быть и должно быть. Мы уступаем животным в силе, выносливости и т.д., у нас нет ни клыков, ни когтей. Все это нам заменяет ум. Мы можем, познав, использовать вещи в своих интересах. Благодаря уму, мы можем править вещами. И, если происходит что-то неразумное, то это может поставить под угрозу нашу жизнь.
Оглавление
Введение
1. Предварительное понятие истории философии
Античность
2. Милетская школа: учение Фалеса
3. Милетская школа: учение Анаксимандра
4. Милетская школа: учение Анаксимена
5. Пифагор и пифагорейцы
6. Элейская школа: учение Ксенофана Колофонского
7. Элейская школа: учение Парменида
8. Элейская школа: апории Зенона
9. Гераклит Эфесский
10. Левкипп и Демокрит
11. Эмпедокл
12. Анаксагор
13. Софисты
14. Сократ
15. Платон
16. Аристотель
17. Стоики
18. Философия Эпикура
19. Античный скептицизм
20. Неоплатонизм: философия Плотина
21. Неоплатонизм: философия Прокла
Средние века
22. Ансельм Кентерберийский
23. Реалисты и номиналисты
24. Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам и христианские мистики
Возрождение
25. Гуманизм
26. Родоначальники гуманизма
27. Николай Кузанский
28. Зрелый гуманизм: Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола
29. Зрелый гуманизм: Пьетро Помпонацци и Бернардино Телезио
30. Джордано Бруно
Новое время
31. Условия возникновения
32. Френсис Бэкон
33. Рене Декарт
34. Бенедикт Спиноза
35. Джон Локк
36. Вильгельм Лейбниц
Просвещение
37. Джордж Беркли
38. Дэвид Юм
39. Французские материалисты: Вольтер
40. Французские материалисты: Д'Аламбер и Дидро
41. Французские материалисты: Ламетри
42. Французские материалисты: Кондильяк и Гельвеций
43. Французские материалисты: Гольбах
44. Французские материалисты: Руссо
45. Немецкое просвещение: Вольф
46. Немецкое просвещение: Лессинг и Гердер
Немецкая классическая
47. Иммануил Кант
48. Иоганн Готлиб Фихте
49. Фридрих Шеллинг
50. Гегель
Диалектический материализм
51. Карл Маркс
52. Фридрих Энгельс
«ФИЛОСОФ&Я - школа мысли»
Проект основан в 2013 г, более 500 участников, сотни вебинаров, более 300 часов видео и аудио записей.
Анаксагор первым назвал Ум действующей причиной всего мироздания. У человека, который считает себя разумным, ум тоже должен быть действующей причиной всех его поступков. Для этого нужно развивать разумное мышление. Но его невозможно развить, только читая конспекты лекций по истории философии. Недостаточно даже чтения философских произведений в одиночку. Нужно совместное чтение и обсуждение, чтобы убрать произвол мнений.
Если вы готовы к серьёзной работе над своим мышлением, то спешите попробовать наш академический онлайн-курс с чтением первоисточников «Научная история философии от античности до новейшего времени». Если же всё же вы до сих пор колеблетесь, просто продолжайте дальше читать конспекты лекций А. Н. Муравьёва по истории философии, на нашем сайте или скачайте их в одном архиве для самостоятельного изучения.