Эмпиризм и метафизика XVII века: исторические условия возникновения
Мыслители Нового времени обратили внимание на опытное познание и развили учение эмпиризма, о котором рассказывает в своём курсе истории философии доктор философских наук, доцент кафедры истории философии Санкт-Петербургского государственного университета А.Н. Муравьёв.
Историческое развитие новоевропейской философии связано с возникновением и прогрессом экспериментального естествознания — эмпирических наук о природе, которых не знали античность и средние века.
Начало этому процессу было положено революцией в астрономии, связанной с именами Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630) и Галилео Галилея (1564-1642). Исходя из философских положений неоплатоников и собственных наблюдений и вычислений, Коперник отбросил поддерживающиеся церковью аристотелевско-птоломеевские представления о Земле как неподвижном центре вселенной. Кеплер открыл и математически сформулировал законы движения планет солнечной системы. Галилей заложил общие основы небесной и земной механики и исследовал принципиальные возможности эмпирической науки как объективного познания, опирающегося на наблюдение и эксперимент.
Согласно Галилею, в изучении природы следует полагаться не на авторитет Святого писания или какого-либо философского учения, а только на чувственный опыт и необходимые доказательства. Дополняя и исправляя друг друга, они составят научный опыт, т.е. эксперимент — методическое исследование явлений природы в соответствии с заранее поставленной целью, достигающее обнаружения единства видимого и мыслимого, эмпирического и теоретического. Это позволит исключить из нашего знания все субъективное, недоступное проверке и измерению и, исходя из данного в опыте единичного и случайного, раскрыть в нем всеобщее и необходимое — открыть законы природных явлений и выразить их на языке, которым написана книга природы — языке математики.
И хотя «интенсивно, т.е. по отношению ко множеству познаваемых объектов, а это множество бесконечно, познание человека, познающего тысячи истин, — как бы ничто, ибо тысяча по сравнению с бесконечностью — как бы нуль, человеческий разум познает некоторые истины столь совершенно и с такой абсолютной достоверностью, какую имеет сама природа, — пишет Галилей в «Диалоге о двух главнейших системах мира — птоломеевой и коперниковой». — Таковы чистые математические науки, геометрия и арифметика. Хотя божественный разум знает в них бесконечно много истин, т.к. он объемлет их все, но в тех немногих, которые постиг человеческий разум, я думаю, его познание по объективной достоверности равно божественному, ибо человеческое познание приходит к пониманию их необходимости, а высшей степени достоверности не существует».
Так Галилей первым выразил парадигму, т.е. образец и цель эмпирической науки, стремящейся к математической достоверности своих результатов.
Оглавление
Введение
1. Предварительное понятие истории философии
Античность
2. Милетская школа: учение Фалеса
3. Милетская школа: учение Анаксимандра
4. Милетская школа: учение Анаксимена
5. Пифагор и пифагорейцы
6. Элейская школа: учение Ксенофана Колофонского
7. Элейская школа: учение Парменида
8. Элейская школа: апории Зенона
9. Гераклит Эфесский
10. Левкипп и Демокрит
11. Эмпедокл
12. Анаксагор
13. Софисты
14. Сократ
15. Платон
16. Аристотель
17. Стоики
18. Философия Эпикура
19. Античный скептицизм
20. Неоплатонизм: философия Плотина
21. Неоплатонизм: философия Прокла
Средние века
22. Ансельм Кентерберийский
23. Реалисты и номиналисты
24. Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам и христианские мистики
Возрождение
25. Гуманизм
26. Родоначальники гуманизма
27. Николай Кузанский
28. Зрелый гуманизм: Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола
29. Зрелый гуманизм: Пьетро Помпонацци и Бернардино Телезио
30. Джордано Бруно
Новое время
31. Условия возникновения
32. Френсис Бэкон
33. Рене Декарт
34. Бенедикт Спиноза
35. Джон Локк
36. Вильгельм Лейбниц
Просвещение
37. Джордж Беркли
38. Дэвид Юм
39. Французские материалисты: Вольтер
40. Французские материалисты: Д'Аламбер и Дидро
41. Французские материалисты: Ламетри
42. Французские материалисты: Кондильяк и Гельвеций
43. Французские материалисты: Гольбах
44. Французские материалисты: Руссо
45. Немецкое просвещение: Вольф
46. Немецкое просвещение: Лессинг и Гердер
Немецкая классическая
47. Иммануил Кант
48. Иоганн Готлиб Фихте
49. Фридрих Шеллинг
50. Гегель
Диалектический материализм
51. Карл Маркс
52. Фридрих Энгельс
«ФИЛОСОФ&Я - школа мысли»
Проект основан в 2013 г, более 500 участников, сотни вебинаров, более 300 часов видео и аудио записей.
До сих пор философы недоверчиво относились к чувственному опыту и даже отрицали его ценность, но всё изменилось с началом Нового времени. Галилео Галилей призвал в исследовании природы опираться только на чувственный опыт и необходимые доказательства.
Вы уже довольно далеко зашли в чтении конспектов лекций. Самое время вернуться к истокам и начать систематическое изучении истории философии в нашем академическом курсе с чтением первоисточников «Научная история философии от античности до новейшего времени». Если же вы ещё не готовы, то продолжайте читать конспекты лекций А. Н. Муравьёва по истории философии прямо на сайте или же скачайте их одним архивом.