Письмо №15. Понятийное мышление и развитие человека.

Более 300 человек прошли тест на понятийное мышление за прошедшую неделю. Результат: нет ни одного человека, кто полностью и строго выполнил бы всё задание. НИ ОДНОГО. Те, кто проходили тест, вам могу по запросу скинуть в обезличенном формате все результаты. Сами всё увидите.


Задание "выбрать лишнее" для проверки понятийного мышления состояло в проверке умения сравнивать роды каждой вещи, т.е. проверялась способность сравнивать понятия, а не вещи как они чувственно воспринимаются. Мыслить род - это значит мыслить сущностное свойство, а не привходящее.


Что это значит? То, что осмысление явлений жизни тоже происходит с ошибками. За суть выдается случайность.


Пример. Если осмысляя, что есть человек, опираться на чувственно-воспринимаемые признаки, и принять определенный цвет кожи за сущностный признак, а не привходящий, то в результате получится идеология сортирующая всех людей по наличию или отсутствию этого признака. Но сущностный признак нельзя выбирать произвольно. Точка!


В тесте правильным ответом будет выбрать ту вещь, которая не того же рода, что три другие.


Но эта путаница не самая страшная. Т.к. довольно просто уловить разницу, когда сравниваем роды, а когда чувственно-воспринимаемые признаки. Т.е. не трудно уловить, когда вместо понятийного мышления мы задействуем наглядно-образное.


Есть более глобальная ошибка мышления с более значимым последствиями. Это ошибка в самом понятийном мышлении.


Поскольку понятийное мышление оперирует не только отношениями понятий как род-вид, а и другими, например, целое-часть, причина-следствие и прочее. То возможны ошибки, когда путают между собой разные типы отношений понятий.


Самая частая ошибка путать между собой: род-вид и целое-часть. И вместо выделения видов, тогда сравнивают элементы. Это как нужно было бы сравнить березу и зайца, и вместо того, чтобы заключить, что оба есть многоклеточный организм (одно растение, а второе животное), но берутся сравнить их элементы: корни, листья одного с лапами и ушами другого. Получится бред.


Ну, это шутка.


Более сложно, когда определяют, например, человека по отношению к человечеству через разные логические отношения понятий или категории. И более того, когда через неуместные категории.


Каждый человек - это что? Это 1) вид, а человечество ему род или это 2) элемент, а человечество ему целое, а может 3) человек это явление, а человечество ему сущность? Это всё мыслится через разные логические отношения понятий. И не все равно что и как. Если будет произвол, тогда будет мировоззренческий хаос. Можно, например, считать человека элементом, частью, т.е. "винтиком". Его ценность - пока он выполняет функцию, нет у элемента самоценности. Сломался? Не беда -- заменим. И получаем безнравственность.


О чем это я?


А о росте и развитии человека. Что это такое? В чем заключается?


Мне когда-то казалось, что развитие связано с наращиванием. Типа, когда раз за разом что-то больше и лучше умею делать, больше становится сведений в голове, больше хороших дел, больше социального или материального капитала и, наоборот, меньше плохих привычек, меньше агрессии, гнева, лжи, меньше боли близким и т.д.


Но оказалось -- нет.


Не в том дело развития, чтобы наращивать знания и умения, овладевать эмоциями или приструнивать своё поведение. Это всё важно, но не в этом дело.


Главный шаг развития человека -- изменение направления ума. Метанойя.

Эта мысль великолепно проиллюстрирована Платоном в, так называемом, "Мифе о пещере".


Завязка вкратце такова: в пещере-темнице сидят узники. Они сидят лицом к стене и не могут повернуть голову из-за оков. За их спинами горит костер и кто-то проносит между узниками и костром фигурки зверей, людей, домашней утвари и прочего. Единственное, что могут видеть эти узники -- это тени на стене пещеры, отбрасываемые вещами в нестабильном свете костра. Такой человек, пишет Платон, целиком и полностью принимает тени за то, что только и есть на самом деле.


Далее Платон описывает, что если человека освободить от оков, то он может повернуть голову от стены. Сделав это, он увидит, что тени отбрасывают вещи, которые освещаются костром. Увидит, что тени -- это нечто производное.


Платон говорит удивительное: проблема узников не в отсутствии познавательной способности, а в направлении ума. Узники смотрят не туда куда надо и становятся суперпрофессионалами по теням, они познают тени досконально во всех нюансах. Но. Можно быть виртуозным знатоком теней, но так и не узнать, а что же именно отбрасывает тени и почему.


Поэтому, и я согласен тут с Платоном, нужно обучать человека направлять внимание от привычного на непривычное. Направлять внимание нужно не на новую тень, а нужно вообще уметь отвернуться от теней. Повернуться к самим вещам и свету, благодаря которому вещи отбрасывают тени.

Нужен кардинальный поворот к новому предмету. Платон назовет его великим словом -- идея. Или, на развитом философском языке, -- это категории. Род-вид, целое-часть, причина-следствие, сущность-явление и т.д.


Надо уметь мыслить их и ими. Нужно уметь направлять внимание на категории и осмыслять какой-либо материал категориями.


Понимание задачи развития человека как смены направления ума, дает вектор, стратегическую цель для жизни. Понятно что делать -- освободить и повернуть голову! Это и есть -- проснуться! И мы этим продуктивно занимаемся.


Напомню тест, где можно попробовать свои силы в понятийном мышлении, тут https://philosophiya.ru/conceptual_thinking_test


		<p>Владимир Климентьев</p>

Владимир Климентьев